Объявления

.   

 

   

 

 

Воспоминание ветерана

06Bd8HHQHz4  В канун своего юбилея Юрий Васильевич Ключник  делится воспоминаниями о своей жизни  в футболе. 

- Азы футбола я стал постигать в институте физкультуры. Первым тренером у меня был Михаил Никифоров. Без преувеличения скажу: великий человек и наставник. Он играл и в футбол, и в хоккей с мячом. И не сомневаюсь, мог бы преуспеть и в «шайбе».

  Кстати, я ведь сам мог оказаться в хоккее. Эта игра как раз получала прописку в Омске. Но я был постарше остальных ребят, меня забрали в армию на три года на Дальний Восток. А другие парни – Юрий Шаталов, Виктор Блинов, Виктор Шевелев, с которыми зимой «рубились» в хоккей на стадионе «Динамо», стали играть за омский «Спартак».

Уже после службы в армии меня взяли в футбольный «Нефтяник». Многих ребят – Владимира Лукьянчикова, Вячеслава Се­менова, Владимира Ложкова - тогда пригласи­ли в «Иртыш», а я остался. В 1960 году «Нефтяник» выиграл Кубок го­рода. В конце того сезона мне по­ступило предложение из «Иртыша». Тренер, помню, озадачил: «Завтра ты должен прибыть в расположение «Иртыша». А я в то время числился на заводе. «Как с документами-то быть?» - переспросил, недоумевая. «Пусть это тебя не волнует», - пос­ледовал ответ наставника. Такие времена.

В 1960 году я успел провести за «Иртыш» четыре матча. Мы победи­ли в своей зоне в классе «Б». Перед поездкой на «пульку» в город Шах­ты - это в Ростовской области - наш наставник Евгений Имреков повез команду на сборы. Мы здорово под­готовились и в финальном турнире стали вторыми. Единственное по­ражение потерпели от нижнета­гильского «Уральца». Помнится, Иван Герасимов, выступавший за уральцев, нам отличный гол со штрафного забил. В итоге пропус­тили вперед только воронежский «Труд», который, к слову, в очном матче переиграли. Многие ребята из «Иртыша» после этого финально­го турнира получили удостоверения мастеров спорта.

Потом пошел спад. Два года за­нимали седьмое место, по-моему. Пришлось даже поучаствовать в пе­реигровке с лучшей областной ко­мандой  «Вымпел»  (Машиностроительный за­вод). Матчи состоялись на стади­оне «Динамо». Народу было - не протолкнуться. Сейчас на «Ир­тыш» столько не ходит. В обеих встречах мы взяли верх.

     В 1963 году под руководством нового главного тренера Юрия Сту­денецкого поправили положение - заняли второе место. Но на «пульке» в Грозном оказались лишь четвертыми. Затем вновь стали вторыми в зоне. На финал поехали в Орджоникидзе. Здесь замкнули тройку призеров, пропустив вперед местный «Спартак» и ростовский «Ростсельмаш». Еще раз сумели выиграть нашу зону уже в 1965 году. Поехали на «пульку» в Нальчик. Там стали вторыми, а первое место досталось фаворитам - хозяевам. Тут, наверное, произошел самый памятный момент в карьере. Когда приехали в Омск, в ДК завода им. Баранова состоялся тожественный вечер в нашу честь. Со­брался полный зал любите­лей футбола. Многие из них нас по­здравляли, выступали с теплыми словами, благо­дарили. Душевная обста­новка была, одним словом. Нам еще и премии дали. Красота!

1961 год

  "Иртыш" 1961 год.Ю.Ключник крайний слева во втором ряду.

В 1966 году нас с Володей Куз­нецовым позвали в Волгоград. Их команда выступала в классе «А». Мы согласились и уехали. И представ­ляете, тут нас из Омска стали бом­бар-

дировать звонками: «Давайте возвращайтесь. Нам тоже дали класс «А». Пришлось извиняться перед наставником, бывшим мос­ковским торпедовцем Кононовым, который и позвал в Волгоград. Он удерживать не стал. «Когда выясни­лось, что Омску дали класс «А», по­нял, что не усидите. Признаться, восхищен вашей преданностью родному городу», - заметил Коно­нов и отпустил восвояси. Этот год я еще отыграл за «Иртыш», после чего меня отчислили... за длинный язык.

Я с Володей Лукьянчиковым,  Анатолием Ванюшки­ным и Юрием Ильиным отправился в «Не­фтяник». Команда как раз перешла в класс «Б». Коллектив наш приня­ли руководители предприятия. «Кого хотели бы видеть главным тренером?» - поинтересовались они. Мы высказались за кандидату­ру Ванюшкина, в итоге Толя стал иг­рающим тренером. У «Нефтяника» тогда новый стадион появился, иг­рали мы весьма неплохо...

   Но после сезона 1968 года  меня отчислили из «Не­фтяника», какое-то время тренировал местных пацанов. Тут произошел любопытный случай. Команду воз­главил новый тренер - Петросов. Он захотел меня в команду вернуть, но об этом мне отчего-то никто не со­общил. Только потом руководитель команды Олег Юдин вызвал к себе и говорит: «Ты чего здесь делаешь? Поезжай скорее на сборы, тебя все ждут». Ну я и поехал в Среднюю Азию. Прибыл на базу. Смотрю, ре­бята на тренировку идут: «Ой, Васильич! А ты чего так долго добирал­ся?» «Как только узнал - приехал. Раньше никто ничего не сообщил», - отвечаю. Тут подоспел товарищес­кий матч с Курганом. Я тогда вышел на замену: гол забил и сделал ре­зультативную передачу. Соперники рты от удивления пооткрывали: «По­чему тебя отчислили-то? Ты вон даже без подготовки лучший на поле, а у остальных футболистов ко­манды первенство и сборы за пле­чами». А я лишь ухмыльнулся: «Не знаю, это к наставникам вопрос». Правда, в скором времени нашу ко­манду распустили. Совсем. Тенденция такая шла - сокра­щение  нерентабельных клубов. Пришлось играть на первенство го­рода за первую команду.

 Правда, был у меня еще один не­большой период - выступал за ко­манду из Ангарска. Им там класс «А» дали, а народу не было. Я, правда, серьезно размышлял над предло­жением: ехать - не ехать? У меня ведь как раз сын родился... Но все- таки решился. Туда к Юрию Леонидовичу Студенецкому со мной уехали Володя Лукьянчиков, Витя Кузнецов и Володя Пачин. Год я отыграл в Ангарске. Заработал неплохие деньги, таких в «Иртыше» 60-х годов не платили.

    Считаю, карьера мне удалась. Ничего менять бы не стал. Были и победы, и любовь болельщиков. Это главное! Повезло, что играл с таким напарником по нападению, как Володя Лукьянчиков. Мы друг друга понимали с полуслова. У нас были наигранные комбинации. Я наперед знал, куда он передачу сде­лает. Бежал, открывался. Хоть я и небольшого роста, но забивал голо­вой исправно. Не как Лобановский, конечно, но тем не менее.

Да и травмы, тьфу-тьфу-тьфу, обходили стороной. Серьезных во­обще не было. Бог миловал, хотя в то время мы играли без щитков. Даже когда распоряжение такое вышло - всем играть в щитках, мы старались от них во время игры из­бавиться. Дожидались, чтобы судьи не видели и выбрасывали втихаря. Тогда ведь щитки тяжелые были, не то, что нынче.

В футбол сейчас уже не играю. Колено «пошаливает». Да и негде стало собираться-то. Рань­ше на «Нефтянике» по средам и вос­кресеньям встречались с другими ветеранами команды. В футбол иг­рали, ходили в баньку. Но теперь стадион заводу не при­надлежит, и нас оттуда попросили. Теперь видимся реже. Регулярно общаюсь лишь с  Виктором Ледовских. Да с Володей Лукьянчиковым частенько пересе­каемся в магазине - мы рядом жи­вем.

1 декабря 2016 года. Манеж - копия

 

Январь 2016 года. Юрий ключник крайний справа в первом ряду в компании ветеранов омского футбола.