Шамиль Сайфутдинов о годах в футболе
Футбол для Шамиля, как и для большинства его ровесников, начинался во дворе. Матчи длились с утра до поздней ночи. Родители всегда знали, где их сыновья: никаких подъездов, подворотен, никакого пива и никаких дискотек. Мечтой участников дворовых баталий было попадание в состав главной омской футбольной дружины. Популярность «Иртыша» среди болельщиков была в те годы большая. Накануне юбилея мы предлагаем вниманию читателей рассказ юбиляра, который мы собрали из различных бесед с ним.
Азы футбола я постигал на улице - играл с другими мальчишками со двора. В юношескую команду «Красная звезда» по нынешним временам попал достаточно поздно в 12 лет. Раньше не практиковалось давать объявления о наборе в спортивные школы, как сейчас. Мы сами обо всем знали и приходили записываться. Первым моим тренером стал Борис Рыжинский. Из той нашей команды впоследствии многие ребята попали в команды мастеров.
За «Красную звезду» я выступал до тех пор, пока меня не призвали в армию. Три месяца пришлось провести в школе сержантов в Красноярске. После чего пришел вызов, и меня вернули в Омск. Здесь как раз организовалась команда «Дом офицеров». За которую я играл на первенстве города. 1966-1968 годы провел в «Нефтянике», где была собрана целая плеяда бывших игроков «Иртыша»: Юрий Ключник, Иван Герасимов и др. Оттуда в 1969 году меня, Сергея Чернова, ГриБобра, Владимира Сизонтова взяли в главную команду города.
«Иртышом» тогда руководил Петр Щербатенко, ранее работавший в Ростове-на-Дону. У него, помнится, интересным образом проходила установка на игру. Петр Петрович зачитывал фамилии игроков стартового состава и произносил короткую речь: «Сегодня мы играем с армейцами Хабаровска(названия команд, естественно, менялись).Так вот, чтобы я эту команду на нашей половине поля не видел», И все! Дальше он разворачивался и уходил. Знал, что мы - бойцы, не подведем. Первый раз в составе «Иртыша» я вышел 6 июля 1969 года в Улан-Удэ против местной «Селенги», сменив во втором тайме Володю Сизонтова. Ту игру мы проиграли -0:2. А уже в следующей встречи в Чите, также сменив В.Сизонтова, я в конце встречи забил свой первый гол за «Иртыш» и сравнял счет в матче . Мы к тому времени уступали местным армейцам -0:1.
1970 год."Иртыш" бронзовый призер. Ш.Сайфутдинов стоит второй справа.
Команда в то время у нас была дружная и амбициозная. Даже когда мы в волейбол играли на тренировках, никто никого не щадил. Все понимали: если здесь уступишь, то и в матче можешь дать слабину. На игру мы выходили с огоньком, бились за команду, за город. Хотели доказать, что Омск не хуже кого-то, Нам было стыдно смотреть в глаза людям после проигрыша, поэтому дома мы почти не проигрывали. в наше время по 18 тысяч собиралось. Футболисты тогда шли по улице, и их узнавали. Приятно было! Даже сейчас меня иногда прохожие узнают, вспоминают вот мол у вас была классная команда. Про нынешних игроков и команду такого , к сожалению, не скажет никто.
В «Иртыше» я еще играл под руководством Евгения Имрекова, Феликса Мирского и Виктора Ледовских. Со Шперлингом работать не довелось. В 1979 году Корней Андреевич пришел в «Иртыш» и начал омолаживать команду. Так сказать, попал под сокращение. Но без обид – расстались мы по - человечески. А то поколение игроков – В.Арайс, А.Засимов, Вик.Иванов, В.Шепель - молодцы, вышли в первую лигу.
Был у меня небольшой перерыв в выступлениях за омскую команду - уезжал в Магнитогорск(1976-1977). Мог также в 1972 году сказаться в московском «Торпедо», занимавшем в ту пору ведущие позиции в отечественном Футболе. Столичный клуб, в котором блистали Иванов и Тукманов, приезжал в Омск на товарищеский матч. Мы обыграли их 1:0, и мне поступило предложение перебраться в Москву. Но я, по своему обычаю, решил: лучше быть первым парнем у себя в родном городе. Там ведь мог затеряться запросто. Ко всему прочему звали к себе Нальчик, Орджоникидзе и Барнаул, но я коренной омич и никуда уезжать не собирался.
Карьера игрока у меня получилась нормальной, все-таки 12 лет поиграл в командах мастеров. Несколько раз нам не хватало одного-двух очков, чтобы выйти в первую лигу. Интересно было бы поиграть на более высоком уровне, но не сложилось. Серьезные травмы обходили меня стороной. Хотя я все время центральным полузащитником играл и жестоких стыков в каждом матче было предостаточно. Единственный раз в 1972 году повредил боковые связки. Тогда три или четыре раза из колена огромной иглой откачивали жидкость.
Что запомнилось! Один случай врезался в память. В сезоне 1971 года мы проводили четыре игры дома и столько же на выезде. С нами на Дальний Восток полетел председатель омского профсоюзного комитета Катков. Помню в Хабаровске не смогли устроиться в гостинице. Спать пришлось на земле в аэропорту на купленных в «Союзпечати» газетах. Но на этом наши приключения не закончились. По прилете в Петропавловск нас поселили в гостиницу, которой больше подходило определение «проходной двор». Так или иначе, с того выезда мы привезли половину очков, обыграв Хабаровск и Петропавловск с одинаковым счетом-1:0. Правда, затем мы дважды уступили во Владивостоке и Южно-Сахалинске. В этих матчах дали знать наши дорожные приключения.
.
Закончив карьеру игрока, Сайфутдинов из футбола не ушел.?
- В судейский корпус меня привел известный омский рефери Владимир Куанецов. «Ты в футболе разбираешься, так что давай начинай», - сказал ОН. Сначала обслуживал матчи первенства города. Потом пошел на повышение. Где-то в 1979 или 1980 году стал работать во второй лиге помощником. В итоге дорос до «вышки». Правда, был там не главным судьей, а помощником. В 1984, 1985 и 1987 годах входил в десятку лучших арбитров РСФСР. За это достижение по существующему положению получил звание судьи всесоюзной категории.
Омская бригада судей- А.Горнак, И.Синер, Ш.Сайфутдинов
В судейской практике у меня тоже было немало любопытнейших историй, В конце 80-х ЦСКА играл за выход в высшую лигу с «Динамо» из Батуми. Этот матч проходил в манеже с искусственным газоном. Тут возникла следующая ситуация: игрок армейцев отобрал мяч в середине поля, продвинулся чуть—чуть вперед и пробил по воротам. Мяч угодил в перекладину, отрикошетил вниз и вылетел в поле. Я в это время находился в 40 метрах от ворот и застыл на месте, что означало – гола не было. После игры выяснилось мяч побывал за линией. Хорошо, что армейцы выиграли -3:0, а то нас бы с Владимиром Кузнецовым работающим главным арбитром точно бы отстранили.Работал в локомотивном депо вначале инструктором, а большую часть в литейном цехе - заливщиком. Играл в городских турнирах в составе железнодорожников.
На пенсию вышел по льготной категории. Но продолжал работать экспедитором в торговом городе. Годы, проведенные в большом футболе - лучшие в моей жизни. Интересное было время. Практически всю страну вдоль и поперек проехал, и не нынешнею Россию, а прежний СССР. Многое для себя почерпнул.С ведущими футбольными людьми, тренерами, командами поближе познакомился. Но жил всегда скромно, а впрочем, так и сейчас живу. Машину себе не купил. Но и цели такой перед собой не ставил. Самое ценное в моей жизни семья, дети и внуки.
Раньше ходил на игры «Иртыша», переживал, а сейчас перестал заглядывать на «Красную звезду». Правда, городские соревнования посещаю. Раньше судил, инспектировал, а сейчас в роли простого болельщика и с целью пообщаться с футбольными людьми.
Турнирная история футболиста Шамиля Сайфутдинова